СТАРОСТИН ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - Член СРО оценщиков Российское Общество Оценщиков, Сертифицированный оценщик недвижимости РОО
Выписка из реестра саморегулируемой организации оценщиков Страховой полис страхования ответственности оценщика
Новости Портфолио Законодательство Цены Сроки Контакты

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

При любых изменениях организационно-правовой структуры Вашей компании, независимый оценщик поможет Вам найти наилучшие решения, как с экономической, так и с правовой точки зрения. При ликвидации бизнеса и распродаже его имущества, ранее составлявшего единый производственный комплекс, оценщик предложит Вам наилучший способ раздела активов, при котором будут минимизированы материальные потери.

Независимый оценщик определит стоимость компании как единого комплекса, способного приносить прибыль, установит рыночную стоимость компании, а затем оценит все активы предприятия, как независимые объекты; сравнение результатов этих двух подходов даст реальные экономические ориентиры для принятия точных управленческих решений.

Часто оказывается, что финансовая санация, вместе с мерами технической модернизации компании, являются экономически более оправданными по сравнению с ликвидацией предприятия и распродажей или разделом его имущества, ответ на вопрос:"Что выгоднее?"- может дать независимая оценка бизнеса.

В соответствии со ст. 132 Гражданского Кодекса РФ, "предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Бизнес в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью, т. е. оно или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Для целей повышения эффективности управления бизнесом, обоснования инвестиционного решения, реструктуризации предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.), необходимо определение стоимости предприятия (бизнеса).

Определение стоимости ценных бумаг общества, паев, долей в его капитале необходима в случаях проведения различного рода операций с ними, например, эмиссия ценных бумаг, выкуп акций у акционеров, обжалование судебного решения об изъятии собственности, и др.

При слиянии, присоединении, разделении или выделении части бизнеса, независимая оценочная экспертиза имущества позволит установить справедливое соотношение между долями акционеров (участников), отражающее их реальный имущественный вклад в уставный капитал. Определение рыночной стоимости имущества, вносимого в уставный фонд общества, позволит Вам прогнозировать затраты, связанные с налогом на имущество и амортизационными отчислениями.

Если среди собственников реорганизуемой компании присутствуют государственные структуры, независимая оценочная экспертиза имущества таких компаний обязательна в силу закона. Эта норма содержится в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. 8.

Определение рыночной стоимости предприятия также необходимо при выходе одного или нескольких собственников из состава учредителей предприятия для исчисления компенсационных платежей. Независимая оценка бизнеса в этом случае особенно важна, так как отчет о проведенной оценочной экспертизе имеет статус официального документа доказательственного значения и может быть использован в суде для определения размера компенсационных выплат.

Чтобы определить рыночную стоимость предприятия, мы оцениваем все активы: недвижимое имущество, машины и оборудование, складские запасы, финансовые вложения, а также нематериальные активы. Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее настоящие и будущие доходы, а также перспективы развития бизнеса и конкурентная среда на данном рынке. А затем мы сравним оцениваемую компанию с предприятиями-аналогами. Определение рыночной стоимости бизнеса также включает в себя оценку имущества, вносимого в качестве вклада в Уставной капитал действующего или вновь создающегося предприятия.

Этот комплексный анализ и показывает реальную стоимость бизнеса, способного приносить прибыль.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ):

1 Копия устава (с учетом последних изменений) и других учредительных документов;

2 Выписка из реестра акционеров (основного внимания заслуживает информация об акционерах, владеющих 5 и более % акций) - для акционерных обществ;

3 Размер оцениваемой доли (пакета акций), вид акций, входящих в оцениваемый пакет;

4 Общеэкономическая и общепроизводственная информация об оцениваемом предприятии:

- Общая информация (достижения, положение на рынке, основные направления деятельности, перечень дочерних предприятий, филиалов, представительств);

- Среднесписочная численность работающих на предприятии за последний год;

5 Финансово-бухгалтерская отчетность предприятия за предыдущие 3 - 5 лет:

- Бухгалтерский баланс (форма №1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- Отчет о движении капитала (форма №3);

- Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

6 Информация об активах предприятия:

6.1 Внеоборотные активы:

- Полный перечень основных средств, находящихся на балансе Предприятия, на последнюю отчетную дату с указанием наименования каждой единицы, даты ввода в эксплуатацию (постановки на баланс), первоначальной и остаточной стоимости - в электронном виде;

- Сведения о последней переоценке: на какую дату проведена, какие группы основных средств переоценивались, способ проведения переоценки;

- Данные об амортизационных отчислениях по основным средствам за последний отчетный год, средние нормы амортизации;

- По движимому имуществу, включенному в состав основных средств: наименование, марка (модель), изготовитель (страна и фирма) состояние (рабочее/нерабочее), ориентировочный пробег (по автомобилям), технические характеристики (мощность, производительность, грузоподъёмность и др.);

- По объектам недвижимости, включенным в состав основных средств: копии свидетельств о государственной регистрации права; копии технических паспортов, либо выписки из паспортов БТИ, экспликации, поэтажные планы;

- Копия договора аренды земельного участка или другого документа, подтверждающего права на земельный участок;

- Среднегодовые суммы расходов на содержание зданий (по возможности, по каждому зданию);

- Незавершенное строительство: общая площадь, высота (либо строительный объем), материал постройки, степень завершенности, балансовая стоимость, дата проведения последних работ по каждому объекту, наличие замороженных объектов. В случае отсутствия замороженных объектов, просьба предоставить справку об их отсутствии;

- Долгосрочные финансовые вложения: перечень финансовых вложений (их характеристика), балансы дочерних, зависимых и других организаций-объектов финансовых вложений.

6.2 Информация о краткосрочных финансовых вложениях представляется в следующем виде:

Наименование вложений Объект вложений Характеристика вложений


6.3 Оборотные активы:

- Расшифровка запасов - информация об имеющихся излишках, неликвидах и устаревших запасах. В случае отсутствия неликвидных запасов, просьба предоставить справку об их отсутствии;

- Информация о составе дебиторской задолженности у предприятия (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты): объем, дата возникновения, ожидаемый график погашения, валюта расчетов;

- Информация о составе дебиторской задолженности у предприятия (платежи по которой ожидаются по истечении 12 месяцев после отчетной даты): объем, дата возникновения, ожидаемый график погашения, валюта расчетов;

- Есть ли неликвидная дебиторская задолженность у предприятия (если есть, просьба предоставить суммы по каждому дебитору, дату возникновения, истекшую дату погашения по каждому дебитору). В случае отсутствия неликвидных дебиторов, просьба предоставить справку об их отсутствии;

7 Информация о пассивах предприятия:

7.1 Информация о составе кредиторской задолженности у предприятия (объем, дата возникновения, ожидаемый график погашения, валюта расчетов);

7.2 Информация о полученных кредитах представляется в следующем виде:

Сумма кредита Дата заключения договора о привлечении средств Процентная ставка по кредиту и схема начисления процентов График погашения


7.3 Суммы кредитов, которые предприятие предполагает брать в ближайшем будущем, представляется в следующем виде:

Сумма кредита Планируемая дата заключения договоров о привлечении средств Процент по кредиту График выплаты процентов Суммы погашения и график погашения


8 Информация о производственной деятельности:

8.1 Калькуляция выручки предприятия: объем предоставляемых услуг (продаваемой продукции) по каждому виду услуг (продукции) и цена на каждый вид услуг (продаваемой продукции) по состоянию на последнюю отчетную дату. Доля каждого вида продукции (направления деятельности) в общем объеме выручки;

8.2 Состав себестоимости (расшифровка себестоимости) за последний истекший период и за предыдущий год (выделите затраты, не зависящие от объема предоставленных услуг (реализуемой продукции));

8.3 Суммы по уплаченным за последний год и истекший период налогам (относящимся и не относящимся на себестоимость) в следующем виде:

Наименование налога Налоговая база % ставка Уплачено за
1 полугодие 2007 г


9 Данные по прочей финансово-хозяйственной деятельности за последние 3 - 5 лет.

10 Расшифровка операционных доходов и расходов;

11 Расшифровка внереализационных доходов и расходов;

12 Бизнес-план предприятия (или краткий финансовый план) на предстоящие 2-3 года деятельности. Если такого плана нет, то необходима следующая информация:

- Прогноз объемов оказания услуг (продукции) на предстоящие 2 - 3 года в натуральном выражении;

- Прогноз изменения цен на услуги (продукцию) в ближайшие 2-3 года, в %;

- План капитальных вложений (затрат на покупку оборудования и пр.) на ближайшие 2 - 3 года.

Планируемые капитальные вложения следует представить в виде таблицы:

Наименование объекта Сумма по годам


Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием.